Переоформляются ли лицензии в соответствии с частью 9 статьи 108 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ (в целях приведения в соответствие с законодательством)? В 99-ФЗ такого основания нет. Как тогда приведут в соответствие с законодательством лицензии те организации, которые не будут менять уставы?

При отсутствии оснований, предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», частью 5 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) и Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе обратиться в лицензирующий орган с заявлением о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности в связи с: 

 - установлением бессрочного действия лицензии на осуществление образовательной деятельности (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 08.11.2010 № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования»); 

 - приведением образовательной деятельности в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 9 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). 

 В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с требованиями Федерального закона № 273-ФЗ ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2016 года.

 

Необходимо ли при лицензировании образовательной деятельности требовать от всех организаций (включая автошколы, учреждения дополнительного образования детей, учебные центры и т.п.) соблюдения всех положений статьи 37 и статьи 41 Федерального закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) (питание, охрана здоровья)?

Согласно статье 37 и статье 41 Федерального закона № 273-ФЗ организация питания и охрана здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Охрана здоровья предусматривает: 

 - организацию питания обучающихся;

 - определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; 

 - пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; 

 - организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; 

 - профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

 - обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 

 - профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 

 - проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий. 

 

Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности (часть 3 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ).

 

Согласно части 4 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ, организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: 

- текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся; 

- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; 

- соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

- расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

 

В соответствии с пунктами 4 и 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (далее - Положение о лицензировании) лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности и лицензиату, являются наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся. Согласно пункту 10 Положения о лицензировании, для получения лицензии ее соискатель (лицензиат) представляет в лицензирующий орган копии документов, подтверждающих наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся, а образовательная организация представляет сведения о наличии помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Как отмечалось выше, образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Организации, осуществляющие обучение, могут предоставить информацию о наличии условий для охраны здоровья обучающихся.

Подтверждением наличия созданных условий для охраны здоровья обучающихся могут являться как документы, подтверждающие заключение договорных отношений с медицинской организацией на оказание медико-санитарной помощи, так и документы, предоставляющие право соискателю лицензии самостоятельно осуществлять такую медицинскую деятельность.

Организация питания осуществляется, прежде всего, в строгом соответствии с требованиями санитарных правил и нормативов (СанПиН). Следовательно, если в отношении некоторых организаций, осуществляющих образовательную деятельность, такие требования не установлены, эти организации должны создать условия для питания. Такими условиями могут быть: наличие места для приема пищи, кулера для воды, микроволновой печи, снекового автомата и т.п.).

 

Возможно ли открыть в образовательной организации дополнительного образования дошкольные группы?

В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации дополнительного образования вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования. 

Для начала реализации программ дошкольного образования следует, во-первых, внести изменения в устав организации дополнительного образования, предусмотрев реализацию программ такого уровня общего образования (п. 3 ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ), а затем пройти процедуру лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного образования в соответствии со ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ и Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966.

 

Каким образом указывается в лицензии реализация образовательными организациями дополнительных общеразвивающих программ?

Согласно ч. 4 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о подвидах дополнительного образования. Новый Федеральный закон не предусматривает указание в приложении к лицензии конкретных дополнительных общеразвивающих программ той или иной направленности. 

Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Таким образом, в приложении к лицензии указывается подвид образования – «дополнительное образование детей и взрослых».

Дополнительное образование детей и взрослых представляет собой реализацию дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ, дополнительных предпрофессиональных программ (п. 1 ч. 4 ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Регламентация дополнительного образования детей и взрослых предусматривается ст. 75 Федерального закона.

Указание в приложении к лицензии подвида дополнительного образования «дополнительное образование детей и взрослых» дает право образовательной организации осуществлять образовательную деятельность по всем дополнительным общеобразовательным программ, включая дополнительные общеразвивающие программы различной направленности.

 

Может ли индивидуальный предприниматель, осуществляющий образовательную деятельность, принимать на педагогическую работу лиц по гражданско-правовому договору оказания соответствующих услуг, т.е. без заключения трудового договора? Должен ли индивидуальный предприниматель в таком случае получать лицензию на образовательную деятельность?

По общим правилам п. 20 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, приравниваются к организациям, осуществляющим образовательную деятельность. 

Индивидуальный предприниматель (ИП) может привлекать к оказанию услуг по обучению любых физических лиц по правилам главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании договора возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ). Однако такие лица не будут считаться педагогическими работниками в силу п. 21 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ, согласно которому педагогический работник – это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Как следствие, на данных лиц не будут распространяться положения законодательства Российской Федерации, установленные для педагогических работников. 

С формально-правовых позиций в данной ситуации будет считаться, что ИП осуществляет образовательную деятельность без привлечения педагогических работников, и ему не требуется получать лицензию на образовательную деятельность (ч. 1 ст. 32, ч. 2 ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ).

Вместе с тем оказание привлеченными лицами услуг по обучению и воспитанию на регулярной основе в рамках реализации образовательных программ соответствует всем признакам трудовой педагогической деятельности согласно трудовому законодательству. Иначе говоря, на лицо подмена трудового договора гражданско-правовым договором возмездного оказания услуг, что противоречит части второй статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ): заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается (норма введена Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ).

Как установлено частями третьей и четвертой ст. 11 ТК РФ, все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Правила признания отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями установлены ст. 19.1 ТК РФ, вступившей в силу с 1 января 2014 года. Неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений.

Если уполномоченные органы, указанные в ст. 19.1 ТК РФ, признают гражданско-правовые отношения возмездного оказания услуг по обучению трудовыми отношениями, индивидуальному предпринимателю придется выполнить перед привлеченными работниками все обязательства, предусмотренные трудовым законодательством, за весь период их работы у него. В таком случае образовательная деятельность ИП может быть признана деятельностью, осуществляемой без лицензии, со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями.